
ТЕХНИКА XXI ВЕКА
Безопасность на транспорте
Особенности современных систем
TPMS и способы их реализации
Современные системы видеона-
блюдения представляют собой не про-
сто программно-аппаратный комплекс
для обеспечения видеонаблюдения
и охраны объектов. С развитием тех-
нологий и элементной базы, систе-
мы CCTV, помимо своих стандартных
функциональных задач, уверенно бе-
рут на себя и функции сбора и обра-
ботки информации, анализа и авто-
матизированного принятия решений.
Повсеместное применение элемен-
тов ИИ и аналитики в системах видео-
наблюдения становится нормой и уже
не рассматривается, как нечто фанта-
стическое.
В наших предыдущих публикаци-
ях мы подробно рассказывали о при-
менении новых технологий в системах
видеонаблюдения и контроля на транс-
порте. В основном, это аналитические
функции, связанные с анализом гра-
фических данных, получаемых с обыч-
ных IP-камер, установленных на самом
транспортном средстве. Помимо обще-
го технологического развития систем
безопасности на транспорте стоит от-
метить и расширение их функций в об-
ласти интеграции с различными борто-
выми системами, в которые входят как
стандартные релейные датчики любо-
го типа, так и более сложные – подклю-
чение к CAN и телеметрические цифро-
вые данные с внешних устройств.
Все усилия компаний-производи-
телей подобного оборудования пре-
следуют конкретную цель: оснащение
дополнительными функциями, обеспе-
чивающими более надежный контроль
состояния транспортного средства для
предотвращения аварийных ситуаций.
Примером такой интеграции яв-
ляется узкоспециализированное обо-
рудование для колесного многоосно-
го и тяжеловесного автомобильного
транспорта. По дорогам страны во все
времена года, в любых метеоуслови-
ях и круглые сутки передвигаются сот-
ни тысяч крупногабаритных, тяжелых
грузовых, пассажирских автотран-
спортных средств, включая городские
и междугородние автобусы и троллей-
бусы. Все они представляют большую
опасность в случае аварийных ситуа-
ций на дороге с тяжелыми последстви-
ями, в том числе для жизни и здоровья
людей. Поэтому городской пассажир-
ский автотранспортный парк является
зоной повышенного риска. Это же ка-
сается автотранспорта большой гру-
зоподъемности и особенно перевоз-
ящего грузы повышенной опасности,
например, ГСМ или продукты химиче-
ской промышленности. Это, как пра-
вило, многоосные и длинномерные
автопоезда, которые могут развивать
высокую скорость. Критически важ-
ным для таких автопоездов при движе-
нии является контроль за состоянием
колес и своевременное оповеще-
ние о неисправности. Более того, при
движении с давлением колес мень-
ше на 20% от номинального, расход
топлива увеличится на 30%, а это до-
полнительные затраты. Превышение
давления может привести к повы-
шенному износу покрышки и скоро-
му ее выходу из строя. Это достаточно
сложная задача, которая реализуется
отдельной системой, получившей на-
звание TPMS (Tire Pressure Monitoring
System).
Существуют системы TPMS 2-х
типов - прямого и косвенного контро-
ля. Так как косвенный контроль свя-
зан с анализом работы бортовой ABS
и менее точен, более подробно рас-
смотрим принцип работы прямого
контроля – то есть, работу с непосред-
ственной информацией с шин.
Принцип работы системы заклю-
чается в сборе первичной информа-
ции о давлении в шинах с установлен-
ных датчиков давления на каждом
колесе. Данные с каждой шины посту-
пают на головной контроллер, который
обрабатывает получаемую информа-
цию, реагирует на заданные превыше-
ния значений, выводит текущую инфор-
мацию на мини-экран и контролирует
работу выходных систем реагирова-
ния. В отдельных выдающихся вари-
антах решения TPMS возможна реа-
лизация удаленного доступа к сетям
Интернет для отправки на сервер уда-
ленного управления и администриро-
вания.
Основной сложностью реализации
системы TPMS является способ пере-
дачи данных с датчиков давления. Как
уже отмечалось, они располагаются
на подвижном (вращающемся) коле-
се, поэтому единственно возможным
способом передачи данных является
беспроводный канал связи. Проблема
электропитания датчика решается не-
съемным аккумулятором, срок службы
которого составляет 6-8 лет.
Разумеется, если речь идет
о системе, связанной с безопасностью,
то канал беспроводной передачи дан-
ных должен быть надежно защищен
шифрованием.
В реализации подобной системы
существует еще одна сложность, напря-
мую связанная с производством и по-
пуляризацией таких систем. Дело в том,
что сегодня существует множество ре-
шений TPMS на 4 - 6 колес. И почти от-
сутствуют предложения на 10 и тем бо-
лее на 20 колес одновременно.
Такая неравномерность в готовых
решениях обусловлена в первую оче-
редь огромным парком стандартного
малоосного колесного транспорта раз-
личного назначения.
Справедливо будет отметить, что
в современном автопроме системы
TPMS применяется почти повсемест-
но – в новых моделях легкового и сред-
нетоннажного грузового транспорта.
В топовом сегменте контроль за давле-
нием в шинах полностью интегрирован
в бортовую систему контроля, при этом
оповещения для водителя выводятся
на штатную или отдельную панель и тд.
Но вместе с тем, решений си-
стем TPMS для многоколесного транс-
порта очень мало. И именно к таким
редким решениям предъявляются са-
мые высокие требования по надежно-
сти и точности. Это обусловлено особой
спецификой, объемом или ценностью
перевозимых грузов. Иными словами,
чем выше требования к многоколес-
ной системе TPMS, тем реже можно
встретить готовое предложение. А ре-
шения полной интеграции системы
TPMS с бортовой системой видеона-
блюдения и удобного обслуживания во-
обще отсутствуют.